понедельник, 18 января 2016 г.

Воскресенский монастырь г. Муром

Январскими выходными мы посетили чудесный город Муром.
Наше внимание привлек расположенный на краю глубокого оврага храм


Это оказался комплекс Воскресенского монастыря

Вот немного о монастыре из вики

Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель.
Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 году. В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. Но первое её описание находится в описи 1637 года. Она была деревянной, на подклете, имела три шатра, которые венчали главы и кресты, обитые железом. Церковь была достаточно большой и имела два придела — Архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца. В храме было 13 икон, 2 оловянных сосуда, серебряный крест, 25 печатных и рукописных книг.
Рядом с Воскресенской церковью стояла другая деревянная церковь — Введения Пресвятой Богородицы. Она была тёплой, то есть имела печь и в ней служили зимой. Близ Введенской церкви находилась невысокая деревянная колокольня с восемью колоколами общим весом в 80 пудов. Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна, монахини занимались лицевым шитьём. Рядом с храмами располагалось кладбище. Монастырь окружала деревянная ограда периметром 43х36 саженей (91,5х76,5 м). Обитель строилась и содержалась на средства семьи муромского купца Семёна Фёдоровича Черкасова.
По описи явствует, что ещё в 1620 году «в уважение расстроенного положения монастыря», где поляками из отряда Лисовского убит священник Иоанн, игумения Маремьяна по пожалованной грамоте имела право содержатьквасной и сусленный промысел и за передачу онаго другим на откуп получала 20 рублей в год в пользу монастыря. В описи Мурома 1646 года Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются деревянными, а число келий возросло до 30.
Разбогатев на торговле хлебом и солью, во 2-й половине XVII века Авраам Черкасов воздвиг кирпичные храмы (время сооружения неизвестно, между 1646 и 1678 годом). История не сохранила имена зодчих, построивших ансамбль Воскресенского монастыря. Монастырский комплекс органично вписался в панораму древнего Мурома. По описи 1678 года в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. По описи 1723 года, составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано 26 домов (в них лиц мужского пола — 83).

Упразднение монастыря

Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих, игумению Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, перевели в Троицкую обитель.

На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.

---------------------------------------------------------------------------------

Нам захотелось посетить обитель. И мы двинулись в путь.
Сначала спустились почти к берегу Оки - затем начался довольно крутой подъем к стенам обители


Идти было не просто - глубокие колеи и завалы снега делали подъем непростым - но вот мы у врат обители


Слева у темного забора - тропинка-колея , идущая к шоссе


Войдя в монастырь, мы увидели такую прекрасную. картину


Вдали , на другом краю оврага виднелся Благовещенский монастырь


Была открыта Сретенская церковь, 

где мы приложились к иконе с частицей мощей свт. Николая, после чего продолжили осмотр обители












В монастыре было тихо, огромные пустые пространства настраивали на раздумья, тем более, что судя по описанию, тропинки располагались над древними могилами....

Судя по  тому, что добраться до обители не просто, она не столь посещаема, как монастыри в центре города - но радует, что и здесь возрождается жизнь.